Существует ли в России рынок водородных технологий

28.04.2010

Интервью с исполнительным вице-президентом Национальной Ассоциации Водородной Энергетики Раменским Александром Юрьевичем

Огромное внимание со стороны международного сообщества уделяется в настоящий момент водороду как наиболее перспективному энергоносителю, превосходящему по экологической чистоте традиционные виды топлива. Несмотря на тот факт, что мировой рынок водородных технологий только формируется, уже по итогам 2010 года эксперты ожидают объем продаж в данном сегменте в размере 1.2 триллиона долларов.  

О том, каким образом водородная энергетика развивается в России и каковы перспективы данной отрасли, аналитики агенства Cleandex расспросили вице-президента Национальной Ассоциации Водородной Энергетики (НАВЭ) Раменского Александра Юрьевича.

Cleandex: Мировой опыт развития водородных технологий свидетельствует о значительной поддержке отрасли со стороны государственных структур. Например, в США в 2003 году были выдвинуты две «водородные» программы, предсуматривающие выделения 1.7 млрд долларов в течение 5 лет. Ровно столько же планировали выделить и в Японии. Аналогичные программы были приняты в странах ЕС с общим объемом финансирования в размере 200 млн евро в год.

Каким образом  обстоит вопрос с финансирование водородных технологий в России? Разработаны ли аналогичные «водородные программы» в нашей стране? Какую позицию занимает государство в отношении данного инновационного сектора развития экономики?

Раменский А. Ю.: В первую очередь, в ответ на Ваш вопрос хотел бы процитировать дискуссию на эту тему между Президентом РФ Дмитрием Медведевым и  Министром экономического развития Эльвиры Набиуллиной.

Так, Дмитрий Медведев, прослушав доклад Эльвиры Наибуллиной по предлагаемому проекту «Инновационная энергетика» в сентябре 2009 года на совместном заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики и президиума Совета по науке, технологиям и образованию, обратил внимание на тот факт, что в числе приоритетных направлений этого проекта не значится водородная энергетика.

«Есть инициативные разработки, но имеется мнение, что к массовой коммерческой разработке мы придем несколько позже, чем сейчас планировалось рабочей группой, — ответил министр. — Хотя нельзя отрицать, что возможные прорывы в этой сфере произойдут».

В ответ Президент России отметил, что и другие инновационные решения в сфере энергетики также могут не дать немедленного эффекта.

«Мы предлагаем по реализации проекта «Инновационная энергетика» одно-два направления, которые мы могли бы сопровождать, а по остальным проектам сделать институциональные механизмы, которые позволяли бы их поддерживать, — пояснила Э. Набиуллина. -К числу проектов, которые нуждаются в институциональных механизмах поддержки, относится и водородная энергетика».

В конечном итоге Президент попросил обратить больше внимания на развитие водородной энергетики. «Все этим занимаются, — отметил Д. Медведев. — а мы в числе приоритетов это не упоминаем, это не здорово».

В продолжение отмечу, что в 2007 году была попытка продвинуть водородные технологии, когда наша страна боролась за право проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи в 2014 году.

В регионе города Сочи, являющемся крупнейшим горноклиматическим и бальнеологическим курортом России, должно обеспечиваться как высокое качество атмосферного воздуха в период проведения Олимпиады-2014, так и надежная защита окружающей воздушной среды от основного ее загрязнителя – отработанных газов автомобильного транспорта. В этой связи наши олимпийские чиновники обещали МОК перевести весь транспорт на водород. При подаче и рассмотрении в 2007 году ее заявки на проведение XXII Олимпийских зимних Игр и XI Паралимпийских зимних Игр 2014 г. в городе-курорте Сочи декларировалось использование экологически чистого транспорта, и в частности водорода как топлива для автомобилей. Эта декларация получила развитие в Распоряжении Правительства от 13 октября 2008 г. N 1485-р, где предусмотрена подготовка рекомендаций по использованию транспорта, работающего на альтернативных источниках энергии, и в Законе Краснодарского края от 13.03.2008 N 1405-КЗ, где предусмотрено проектирование и строительство водородной автомобильной заправочной станции. Однако со временем обещания забылись. Из указанных постановлений и законов поручения незаметно выпали. Сегодня об обещаниях старается никто не вспоминать.

Опыт зимней Олимпиады-2010 в Ванкувере напротив показал, что эксплуатация водородного транспорта при проведении олимпийских игр реальная задача. В Ванкувере для перевозки пассажиров во время Олимпийских игр организована эксплуатация 20 «водородных» автобусов. Планируется широко использовать «водородные» автобусы и при проведении летней Олимпиады-2012 в Лондоне.
 
В нашей стране в целом слабо осуществляется государственная поддержка программы развития водородной энергетики, финансирование работ производится несистемно.
 
В прочем есть направления, в которых имеются некоторые успехи. Например, благодаря поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) в ближайшее время будут приняты национальные стандарты, разработанные на базе международных стандартов ИСО, касающиеся водородных технологий и топливных элементов.
 
Международная организация по стандартизации ИСО очень активно продвигает международные стандарты в области водородных технологий. Действует больше двух десятков стандартов. Больше десятка находится в стадии разработки. Обращает на себя внимание, что эти разработки финансируются, как правило, крупными частными компаниями, заинтересованными, в том чтобы «застолбиться» на новом развивающемся рынке.

Cleandex: По оценкам экспертов, в настоящее время рынок водородных технологий в России отсутствует. Единичные попытки частного инвестирования в отрасль (вспомним ОАО ГМК «Норильский никель») так и не реализованы. Чем, по Вашему мнению, обусловлен столь низкий инвестиционный интерес со стороны бизнес-структур? 
 
Раменский А. Ю.: В отсутствии государственной поддержки бизнес в нашей стране не проявляет интереса к инновационным разработкам, имеющим достаточно длительный цикл коммерциализации. Пример ОАО ГМК «Норильский никель» показал, что во время кризиса перспективные разработки прекращаются финансироваться в первую очередь. Причем ГМК сделал это в достаточно грубой форме. Дочерняя компания ОАО ГМК «Норильский никель» ООО «НИК НЭП», которая финансировала инновационные разработки из его средств не расплатилась с научно-исследовательскими организациями за выполненные и принятые работы. Тем самым поставила их перед необходимостью начисления и уплаты налогов в бюджет с реализации по неоплаченным работам себе в убыток. Вместо поддержки, предприятия научно-исследовательского сектора получили такую «медвежью услугу», которая может привести некоторых из них к банкротству.  
В связи глубоким кризисом российского автопрома развитие водородного транспорта для бизнеса и чиновников в ближайшее время не представляется перспективным

Для госчиновников, к которым наша ассоциация обращалась за помощью, это оказался просто спор хозяйствующих субъектов. ОАО ГМК «Норильский никель» в настоящее время банкротит ООО «НИК НЭП». Ведет дело Ростовский арбитражный суд, куда эта фирма из Москвы была спешно переведена подальше от кредиторов. Складывается ощущение, что кредиторы - научно-исследовательские организации ничего не получат, если не приобретут помимо знаний в области водородных технологий еще и знания в области экономики и юриспруденции.
 
В целом нельзя сказать, что рынок водородных технологий отсутствует. В средствах массовой информации часто можно встретить публикации о введении установок по производству водорода. Водород крайне необходим нефтехимии и газохимии. Он активно применяется в пищевой, стекольной промышленности, при производстве удобрений и др.
 
Что касается водородного транспорта, с развитием которого за рубежом связывают глобальное продвижение водорода как топлива, то в связи глубоким кризисом российского автопрома это направление для бизнеса и чиновников в ближайшее время не представляется перспективным.

Cleandex: Считаете ли Вы рынок водородных технологий перспективным?  Какие направления использования водорода являются наиболее инвестиционно емкими в российских условиях и почему?
 
Раменский А. Ю.: Мнения о перспективности водородных технологи отличаются крайней полярностью. Например вице-президент концерна Дженерал Моторс Алан Тауб считает что в ближайшие 12 лет машины, работающие на альтернативном виде топлива, вытеснят с рынка автомобили, оснащенные двигателем внутреннего сгорания.

Эльвира Набиулина думает, что, наоборот, это направление не получит в ближайшее время коммерциализации. Наверное истина посередине. Но в любом случае с точки зрения российского автодрома водородные технологии придут из-за рубежа. Ни одно отечественное предприятие не имеет достаточного технологического задела, чтобы продвигать автомобильную водородную продукцию. Наши бизнесмены и чиновники в глубине души надеются, что это все произойдет не скоро.
 
За рубежом развитие водородных технологий идет высокими темпами. В сентябре 2009 года десять ведущих автопроизводителей обратились к мировым энергетическим компаниям, а также государственным организациям и правительствам мира с предложением о создании широкой сети водородных заправочных станций уже в 2015 году. На данный момент их насчитывается в мире всего около 200.
 
В разных странах в настоящее время уже осуществляется ряд проектов развития водородной инфраструктуры, в частности, в рамках водородного шоссе в Калифорнии (США) планируется организовать эксплуатацию в самое ближайшее время до 200 заправочных станций.
 
В 2010 году в рамках подготовки XXI Олимпийских зимних Игр и X Паралимпийских зимних Игр 2010 года в г. Ванкувере (Канада) была завершена шестилетняя программа по строительству в провинции Британская Колумбия «водородного шоссе». В проекте приняли участие компании Air Liquide, Sacre-Davis Group и Hydrogenics Corporation. Построено две водородные заправочные станции (ВЗС) и 20 водородных электробусов. Заправочные станции расположены в населенных пунктах Большого Ванкувера: Виктория (Victoria) и Уистлера (Whistler).
 
Указанный проект в Канаде ведется в рамках реализации экологического законодательства, которым предусмотрено снижение в 2020 году выброса парниковых газов на 33 процента, а в 2050 на 80 процентов по сравнению с 2007 годом. Эксплуатацию водородного комплекса осуществляет компания BC Trasit (БК Транзит) со штаб-квартирой в Виктории. Она осуществляет транспортные услуги в районе Большого Ванкувера и обслуживает парк автобусов в количестве 850 шт.
 
Обе ВЗС оборудованы электролизерами фирмы Hydrogenics Corporation модели HYOS L60. ВЗС в Виктории (Victoria) имеет производительность 250 кг водорода в сутки. ВЗС в Уистлере (Whistler) имеет производительность 1000 кг в сутки. Двадцать электробусов были задействованы в мероприятиях, связанных с проведением XXI Олимпийских зимних Игр и X Паралимпийских зимних Игр 2010 года в г. Ванкувере. После их завершения будут использоваться для городских пассажирских перевозок. Стоимость проекта по данным средств массовой информации оценивается в объеме 89.5 миллионов долларов США, из них средства федерального бюджета 45 миллионов и 44.5 миллионов средства регионального бюджета провинции Британская Колумбия.

Канадские власти планируют, что парк водородных электробусов позволит снизить выброс парниковых газов на 1800 тонн в год.

Аналогичная работа ведется Водородной Ассоциацией Соединенного Королевства по организации водородных маршрутов при проведении ХХХ Олимпийских летних Игр 2012 года. Планируется организовать эксплуатацию десяти водородных автобусов с двигателями внутреннего сгорания и десяти водородных электробусов с энергетическими установками на топливных элементах.
Для производства автотранспортной техники и инфраструктуры организована международная кооперация, планируется наращивать объемы производства автобусов, эксплуатация которых показала экономическую эффективность уже в настоящее время. Следует обратить внимание на динамику развития этого процесса, здесь задействованы наиболее сильные компании, специализирующиеся в области водородных технологий.

... 

Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация водородной энергетики» (Россия) была учреждена в 2003 году в целях консолидации различных общественных сил, уже участвующих либо потенциально заинтересованных в формировании в России водородной экономики.  В числе этих сил  научное сообщество, бизнес, ориентированный на высокие технологии, политики и чиновники, убежденные в том, что долгосрочные перспективы страны и мира прямо связаны с водородными технологиями.

Главными своими приоритетами на ближайшие годы НАВЭ считает создание законодательной и нормативно-технической базы, необходимой для развития водородной энергетики и обеспечивающей благоприятные условия для формирования водородной экономики, поддержку инновационных водородных проектов и популяризацию водородных технологий.

Темы:
Все комментарии (4)
Комментировать
Lipatov

Спасибо за интервью.

Насколько мне известно, НИК НЭП и не стремился активно вести разработки в области водородного автотранспорта. Действительно с той автомобилестроительной отраслью, которую мы имеем, говорить не только о водородных автомобилях, но уже о FFV на биотопливе и даже электромобилях смешно.

Аналогичная мрачная картина в России сложилась и в области портативной электроники.

Интерес НЭПа, насколько мне известно, лежал в области стационарных водородных установок средней мощности 3-5 кВт (собственно, продукции частично купленной PlugPower), которые в США активно используются в качестве резервных источников питания в телекоме. И действительно такие установки в силу их надежности и возможности продолжительной автономной работы, являются перспективной продукцией для регионов с распределенной энергетикой.

Но Прохоров по неизвестным причинам вдруг охладел к водородной теме и ориентируется сегодня в том числе на электромобили. Очевидно, по его мнению, это направление сможет принести прибыль лишь в далеком будущем.

14.05.2010
11:10
Дмитрий

Господа, почитайте наше мнение http://www.nanopowder-technology.com/ru/?page=638

11.08.2010
18:57
Александр Яковенко

Водородная энергетика, действительно очень "долгоиграющая пластинка", она уже 20 лет пиарится и еще столько же будет "изучатся". Видимо повторит судьбу термоядерной энергетики (см. ТОКОМАК). Если США в 2003 году выделяло деньги на водород, то уже в 2008, заморозила тему о водородном транспорте, только наука. Представьте сколько надо построить опасных водородных заправок по стране, но нельзя убрать и АЗС. России тоже, кроме науки, нет смысла заниматься водородным транспортом, это более расточительно, чем электрокары на аккумуляторах. Правительство и чиновники транспорта, не хотят даже рассматривать предложения о дешёвом эл.транспорте без аккумуляторах и водорода (тем более об водном, ж\дорожном, городском и аэролетах), от него нет навара.Другое дела покупать в тридорого за рубежом, тут важен принцип или синдром "магнитных томографов". Изобретатели уже двадцать лет предлагают дешёвые электросхемы для транспорта, причем любого, особенно в последние годы, когда начался бум электромобилей на западе, все равно ноль внимания. Так что ждите, смиренно, пока Запад и Китай не завалят нас электромобилями.

11.11.2010
17:14
Александр Веселов

Прошло семь лет, мнения изменились ?

27.07.2017
13:25
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: