Согласно общемировой статистике, биотопливо является одним из наиболее развитых сегментов рынка возобновляемых источников энергии. Так, по оценкам Clean Edge, объем мирового рынка альтернативной энергетики по трем основным видам ВИЭ составил в 2009 году 139.1 млрд долларов, увеличившись на 11.4% по сравнению с предыдущим годом. При этом на долю биотоплива (только биоэтанол и биодизель) пришлось 44.9 млрд долларов, что соотвествует второму месту после ветроэнергетики.
О том, каковы перспективы перехода на «зеленое» транспортное горючее в России, аналитики агентства Cleandex побеседовали с Президентом Национальной Биотопливной Ассоциации Аблаевым Алексеем Равильевичем.
Cleandex: Несмотря на целый ряд заявленных еще в 2007 году инвестиционных проектов, в России по-прежнему отсутствует биотопливное производство. Чем, по Вашему мнению, это обусловлено? Какую позицию занимает государство в данном вопросе? Почему по уровню развития биотопливного производства Россию уже обошел целый ряд стран СНГ, таких как Украина, Республика Беларусь, Казахстан?
Аблаев А. Р.: Российская биотопливная отрасль находится в самом начале своего пути. В стране производится примерно 700 млн литров (0.560 млн тонн) спирта, большая часть которого идет на пищевые нужды — изготовление водки (для сравнения, в США из 47 млрд литров спирта, изготовленного в 2009 году, 98% пришлось на долю биотоплива). Общая установленная мощность 140 заводов составляет около 1200 млн литров (0.96 млн тонн). При этом современные технологии производства применяются только на 10–12 промышленных площадках.
В России пока нет ни одного специально построеннего завода топливного биоэтанола. Несколько заводов могут производить биоэтанол топливной кондиции для экспорта. Небольшие количества этого продукта и пищевого спирта время от времени (при благоприятной рыночной ситуации) экспортируются в качестве биотоплива в Германию, Швецию, Финляндию.
Стоит отметить, что преобладающая часть существующих спиртзаводов в силу их малого размера, низкого уровня автоматизации и высоких энергозатрат на единицу продукции не в состоянии выпускать топливный этанол с приемлемой себестоимостью.
Российское государство никак не отделяет топливный спирт от остального спирта (пищевого и технического) и никак не поддерживает использование топливного биоэтанола. Более того, все спиртосодержащие жидкости с содержанием более 2% этанола облагаются акцизом, что исключает легальное использование биоэтанола как топлива. Таким образом, с точки зрения налогообложения для государства не имеет значение, облагается ли налогом смесь этанола и воды (водка) или смесь этанола и бензина. Экспорт этанола не облагается акцизами.
Себестоимость спирта на лучших российских заводах составляет 12–15 рублей за литр (15000–18750 руб/тонна). Даже с учетом топливного акциза 3170 руб/тонну (топливо марки Евро-4 и 5) этот спирт конкурентен с бензином (если не учитывать акциз на спирт).
Что касается стран СНГ, то развитие производства биотоплива в таких регионах, как Украина, Республика Беларусь, Казахстан, прежде всего расценивается как инструмент развития местного сельского хозяйства. Правительства этих стран понимают, что производство биоэтанола – это не замена нефтяных топлив, а возможность глубокой переработки избыточного зерна в продукты с более высокой добавленной стоимостью как для внутреннего потребления, так и для экспорта. Немаловажным фактором также является экология. Так, в Алмате и Киеве использование биотоплив позволило снизить загрязнение воздуха.
Отдельно добавлю, что акциза на топливный этанол в большинстве стран мира нет.
Cleandex: Какие меры необходимо принять в первую очередь для стимулирования производства биотоплива в России?
Аблаев А. Р.: Во-первых, необходимо принятие закона о «жесткой» денатурации технического спирта. «Жесткая» денатурация подразумевает использование только таких денатурантов, которые на самом деле делают спирт непитьевым (битрекс, бензин).
Во-вторых, необходимо снять акциз на топливный биоэтанол. Т. е. принять Постановление Правительства РФ об отмене акцизов на производство и реализацию «Дегидратированного денатурированного этилового спирта с минимальной долей этилового спирта 99.5% объема», в том числе и для его последующей переработки в ЭТБЭ.
В-третьих, необходимо законодательно ввести понятие возобновляемых автомобильных топлив: топливный биоэтанол и биодизель. Т. е. принять Постановление Правительства РФ и издать приказ ФТС РФ о внесении дополнений в Таможенный тариф РФ и товарную номенклатуру, применяемые при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В частности, речь идет о включении в товарную номенклатуру подсубпозицию - «Дегидратированный денатурированный этиловый спирт с минимальной долей этилового спирта 99.5% объема».
Во избежании «теневого» использования биоэтанола можно лицензировать производство биотоплива только на отдельных заводах:
- большого размера (> 25 000 дал в сутки; 60 000 тонн в год) — упрощен контроль за производством и отгрузкой;
- имеющим только две колонные дистилляции вместо пяти — не могут производить товарный пищевой спирт.
Перечисленных выше мер, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы дать толчок развитию отрасли. В свою очередь, формирование внутреннего рынка будет стимулировать интерес частного бизнеса.
Также в качестве дополнительных инструментов поддержки рынка могу предложить следующее:
1) Включение заводов по производству биоэтанола в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с компенсацией процентной ставки по кредиту из федерального бюджета в размере до 100%, включая объекты, связанные одной технологической цепочкой (co-products) с основным производством, а также создание и поддержание инфраструктуры.
2) Снижение акцизов на автомобильное нефтяное топливо, содержащее компоненты из возобновляемого сырья.
3) Запуск пилотного проекта современного биозавода (120 тыс. тонн в год) в одном из регионов.
4) Принятие национальной программы исследований и пилотных проектов «Биотопливо из непищевого сырья».
5) Принятие «Закона о чистом воздухе в городах», устанавливающего обязательное наличие по крайней мере 2% кислорода в автомобильном толпиве.
6) Предоставление субсидий производителям с/х сырья, используемого для производства биотоплива.
7) Предоставление в соответствии с региональным законодательством льгот по налогам и сборам на срок до 8 лет.
8) Снижение тарифоф на ж/д транспорт и обеспечение бесплатного возврата вагонов-цистерн.
9) Развитие инфраструктуры экспорта биоэтанола (портовые терминалы).
Cleandex: На мировом рынке в настоящее время представлен целый комплекс биотопливных технологий, находящихся в той или иной стадии коммерческой реализации: биоэтанол 1-го поколения, биодизель 1-го поколения, ФТ-дизель, целлюлозный этанол, биобутанол, био-ЭТБЭ, биометанол и др. Какие направления развития биотопливного производства вы считаете экономически оправданным применительно к российским условиям? Чем это обусловлено?
Аблаев А. Р.: Все упомянутые технологии, кроме биоэтанола и биодизеля 1-го поколения, пока коммерчески не оправданы «сами по себе», т. е. без субсидирования производимого топлива.
Био-ЭТБЭ тоже хороший вариант, но для его производства необходим этанол, так что данное биотопливо — продукт дальнейшей переработки биоэтанола (из которого можно делать много других продуктов – этилен и полиэтилен, каучуки, и тд).
Основной недостаток производства целлюлозного этанола заключается в высокой себестоимости биотоплива: сложности получения дешевых сахаров из соломы и опилок. Пока существуют экспериментальные заводы на 5 млн литров (4 тыс тонн) в год. Кроме того, строятся заводы на 20 млн литров (16 тыс тонн) в год. С учетом предоставления субсидии в размере $0.27 за литр (на настоящий момент действует в США) эти заводы будут рентабельными.
Биобутанол производится ферментацией из сахаров, так что опять задача производства биобутанола сводится в задаче получения дешевых сахаров – из пищевого (зерно, картофель, сахарная свекла) или непищевого сырья (солома, опилки). В настоящий момент большое количество компаний работают над вопросом совершенствования технологий. Есть надежда увидеть работающие промышленные заводы чреез 3–4 года.
Фишер-Тропш (ФТ) биодизель является достаточно старой и отработанной технологией: Германия и ЮАР производили по этой технологии бензин из угля. Основные недостатки – необходимость больших капитальных вложений в строительство завода и высокая себестоимость производства. Технология интересна тем, что позволяет перерабатывать в топливо любые органические отходы, но будет рентабельна при существенном росте цен на нефть.
Биометанол — не считаю перспективным производство данного вида топлива, так как метанол не имеет преимуществ перед этанолом. При этом биометанол гораздо токсичен для людей и более коррозионен для двигателей. Технология производства биоэтанола гораздо эффективнее, чем метанола.
Таблица 1. Оценка масштабов инвестирования в производство биотоплива в разрезе технологий (автор:Алексей Аблаев, Российская Биотопливная Ассоциация)
Cleandex: Как Вы оцениваете ситуацию с сырьевым обеспечением потенциального производства биотоплива в России? Считаете ли Вы обоснованным устоявшееся предубеждение о том, что развитие биотопливных технологий приводит к росту цен на продовольствие?
Аблаев А. Р.: Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник в докладе «Стратегия развития ия растениеводства на среднесрочную перспективу» привела следующие факты:
В среднесрочной перспективе были выделены следующие основные направления политики Министерства в данном направлении:
1. В целях оптимизации больших переходящих остатков зерна субъектам РФ необходимо:
— заключать соглашения на перспективную поставку сырья с зернонедостаточными регионами;
- составлять прогнозы экспорта зерна в страны ближнего и дальнего зарубежья в соответствии с заключенными контрактами;
- вводить систему планирования в процессе производства зерна.
2. Развитие животноводства как эффективный способ увеливения потребления зерна в качестве корма.
3. Развитие новых направлений переработки зерна на глютен, крахмал, сиропы как для внутреннего потребления, так и для экспорта.
Таким образом, из выступления министра становится очевидно, что дальнейшие субсидии на производство зерна будут выделятся только под запланированое и подтвержденное его потребление (внутри региона, вывоз за пределы региона или экспорт). Просто так, «на объем», производство зерна приветствоваться уже не будет.
На мой взгляд, из трех направлений увеличения рынка зерна (питание и корма, экспорт, переработка зерна) только переработка имеет возможность существенного роста.
Экспортные возможности России объективно ограничены. Затоваривание мирового рынка зерна приводит к падению цен на сырье, что негативным образом сказывается на доходности с/х производителей, формируемой как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Развитие животноводства тоже не сможет существенно увеличить внутреннее потребление зерна. Так, по оценкам аналитиков ИКАР, для обеспечения запланированного роста производства мыса, российским зерновикам потребуется увеличить производство зерна всего на 3–4 млн тонн, т. е. меньше, чем на 10%.
Что касается глубокой переработки зерна, то стоит обратиться к мировому опыту.30–40 лет назад стагнация сельхозрынков в в США и Европе была устранена массовым развитием глубокой переработки зерна с производством кормов и сиропов. С той поры до 40% потребности в сахаре закрывается в этих странах глюкозо-фруктозными сиропами.
Несколько позже (10–15 лет назад) стагнацию рынков преодолели запуском программ производства биотоплива из кукурузы, пшеницы и рапса.
Примеры показывают, что у России, в общем то, другого выхода, кроме развития глубокой перерабоки зерна и производства биотоплива, просто нет .
Стоит отметить, что важной проблемой российского рынка зерна является отсутствие рычага для воздействия на мировые цены на пшеницу в том виде, как это существует в США и Бразилии.
Бразилия с целью контроля цен на сахар (основной экспортный продукт страны) использует механизм переключения между внутренним потреблением и экспортом: при падении мировых цен на сахар в регионе увеличивается производство биоэтанола, в результате чего формируется дефицит сахара в мире и соотвественно растут цены.
США используют аналогичный механизм для регулирования мировых цен на кукурузу. Контролируя объем внутренней переработки сырья путем установления квот на импорт сахара и изменения пропорций этанола в топливе, США могут увеличивать или уменьшать объемы кукурузы, доступные для экспорта.
Дополнительной опасностью для российского зернового рынка может стать масштабное выращивание генномодифицированных сортов пшеницы. Активно развивают данное направление США и Канада. В Европе также движутся в сторону создания ГМ-культур. Дешевое ГМ-сырье приведет к очередному обвалу цен как на мировых рынках, так и на внутренних рынках России, Украины и Казахстана.
Единственный стратегически правильный выход из сложившейся ситуации – развитие в России глубокой переработки зерна для укрепления своего внутреннего рынка.
На мой взгляд, имеет смысл инвестировать часть денег, запланированных на зерновые интервенции и экспортные субсидии, на создание сети заводов по глубокой переработке зерна. Тем самым произойдет переориентация с экспорта сырья на экспорт продукцтов с высокой добавленной стоимостью. На на строительство 10–12 заводов глубокой переработки зерна мощностью 1 млн тонн зерна каждый потребуется около 60 млрд рублей. Запуск этих производств позволит увеличить внутренний спрос на зерно на 12–15 млн тонн в год. При этом каждый завод, ежегодно закупая зерно на 3–4 млрд рублей, будет производить продукции на 15–20 млрд рублей и обеспечивать работой 300 человек напрямую и 3 тыс. человек косвенно.
Cleandex: Как известно, в России отсутствует внутренний спрос на экологически чистое топливо из-за низких топливных стандартов и высоких цен на сырье. В связи с чем ряд экспертов сомневаются в необходимости формирования биотопливного рынка в России. Наиболее реальным видится развитие экспортных поставок либо сырья, либо готового биотоплива. Как Вы оцениваете потенциальные экспортные возможности России? Что именно необходимо экспортировать и куда?
Аблаев А. Р.: Еще раз повторю: в России необходимо развитие рынка биотоплива не для улучшения ситуации с топливом, а для создания внутреннего рынка зерна и улучшения, как следствие, уровня жизни на на селе. Иначе нам придется это село субсидировать.
Да, Россия может поставлять сырье для производства этанола и другого биотоплива в Европу и Азию (Япония. Китай). Более того, эти страны были бы счастливы покупать у нас сырье и сами производить добавленную стоимость. Проблема – в транспорте. Биомассу как сырье для биотоплива второго поколения будет выгодно вывозить только из нескольких регионов (Северо-Запад), остальные территории остануться не у дел. Зерно – тоже самое, только Юг.
Биотопливо и клейковину (продукты с высокой добавленной стоимостью) , напротив, будет выгодно вывозить почти из любого региона России. Рынок биоэтанола в Европе практически не ограничен, так что продать по текущим ценам можно будет всю продукцию. Страны- покупатели: Скандинавия, Германия.
НК «ЛУКОЙЛ» покупает этанол в Болгарии для своих заправок в Европе. В мае 2010 года озвучено соглашение о покупке компанией биоэтанола на $1.3 млрд в течение 5 лет. Биоэтанол будет закупаться для производства биотоплива на НПЗ в Бургасе (Болгария).
Учитывая транспорт и ввозные пошлины в Европу (0.10 евро/литр), прибыльность экспорта невысока, но экспорт может стать «второй ногой» биоэтанольного бизнеса, улучшая его экономические показатели и снижая риски.
Япония и Китай тоже развивают свои биоэтанольные программы. Япония подписала соглашение с Бразилией на поставку биоэтанола. При наличии гарантий поставки нет никаких причин для Японии не закупать биоэтанол в России. По всей видимости, сибирские заводы могут быть сориентированы на восток.
Биобутанол тоже перспективный продукт для экспорта. При развитии технологий его производства он еще более интересен для экспорта, чем биоэтанол.
...
Российская Национальная Биотопливная Ассоциация (РНБА) объединяет производителей возобновляемого топлива первого и второго поколений и продвигает идею перехода на использование возобновляемых топлив в России.
Главная цель РНБА — обеспечить законодательные, коммерческие и другие условия для развития рынка биотоплива в России. Эксперты РНБА вносят законодательные инициативы, обеспечивают информацией государственные органы, общественные организации, работают над формированием правильного представления о биотопливе.
Ассоциация также проводит Конгрессы, конференции, семинары и тренинги, готовит публикации и периодические рассылки, информирует членов Ассоциации по техническим, законодательным, коммерческим и экологическим вопросам, оказывает помощь в контактах между членами Ассоциации и консультирует по вопросам осуществления проектов в области промышленных биотехнологий.
Здравствуйте, не могли бы Вы ответить на один вопрос:"Существует ли на сегодняшний день акциз на биотопливо(биоэтанол)?" Большое спасибо. 915-013-33-15
И пожалуйста уточните какого числа будет конференция, в декабре. До свидания.
Алексей,
в настоящее время к биоэтанолу применен акциз как к спиртосодержащей жидкости (в ч. 1 ст. 193 НК РФ биоэтанол не упоминается).
Был законопроект, направленный на установление 0% акциза, но он был отклонен в марте 2010 года. Судьбу законопроекта можно посмотреть - http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=351150-4&02