Информационно-аналитическое агентство Cleandex продолжает цикл публикаций, посвященных особенностям развития российского рынка переработки использованных шин.
В данной статье приведены экспертные оценки относительно спроса и предложения на рынке оборудования для переработки автопокрышек.
Свое мнение высказали:
Кайгородов Олег Николаевич — заместитель генерального директора компании Advanced Recycling Company Ltd./ OOO «APK»
Самохин Илья Юрьевич – генеральный директор ООО «Техноресурсы»
Cleandex: Опишите общую ситуацию на рынке оборудования для переработки изношенных шин: баланс спроса и предложения. Какова динамика спроса? Основные потребительские предпочтения: в разрезе технологий, производительности, конечного продукта переработки?
Кайгородов О. Н.: Рынок оборудования для переработки изношенных шин в зависимости от предлагаемой технологии можно разделить на два совершенно разных сегмента: оборудование для переработки шин механическим способом и методом пиролиза.
Исходя из моего опыта общения со специалистами, цены на пиролизные установки для шин варьируются от 1 до 10 млн рублей. Преимущественно представлена продукция отечественных производителей. Часто эти установки требуют длительной доводки и больших дополнительных вложений. Отдельно отмечу, что привлекательность темы пиролиза породила большое количество шарлатанов, в результате чего пиролизные установки, имеющие длительный срок беспорочной эксплуатации, можно пересчитать по пальцам. При чем это характерно не только для рынка стран СНГ, но и мира.
Пиролиз в основном работает на производительности 300–800 кг/ч по входу. Конечным продуктом переработки является печное топливо (35–40%), технический углерод очень низкого качества (35–40%) и газ, идущий на поддержание реакции, — это, не считая металла.
Что касается технологий механической переработки, то они востребованы в не меньшей степени, чем пиролиз.
В данном случае на рынке в основном представлено импортное оборудование: из стран Европы и Китая. Показатель производительности варьируется от 0.3 до 3 т/ч по входу. Стоимость значительно превышает стоимость пиролизных установок.
Выходным продуктом при механической переработке является резиновая крошка с рубленой или растертой поверхностью, фракцией от 0.5 до 5 мм. Крупные фракции, как правило, идут на производство РТИ, спортивных покрытий, подсыпку и проч., мелкие фракции – на изготовление мастик, РТИ и востребованных в последнее время модификаторов асфальта (<0,6мм).
Интерес к переработке покрышек как к бизнесу устойчиво высок, поскольку в большинстве регионов эти ниши свободны. Но количество реализованных проектов незначительно. Связано это с очень высокой стоимостью хороших, ликвидных европейских линий, которые возможно покупать в лизинг. Цены на полностью европейскую линию начинаются от 1.5 млн Евро. Брать же дешевое китайское оборудование или сомнительную пиролизную установку многие не готовы.
Самохин И. Ю.: По нашим данным, рынок переработки шин в России еще не развит в достаточной мере. Спрос на оборудование по-прежнему сохраняется. Несмотря на небольшое снижение потребительского интереса после начала мирового финансового кризиса, уже в течение текущего полугода ситуация выровнялась.
В последнее время много запросов поступает на оборудование для первичного измельчения шин на фрагменты и чипсы. К числу заинтересованных покупателей в данном случае относятся:
- предприятия, которые участвуют в программе утилизации старых автомобилей;
- компании, имеющие отношение к карьерам по добыче полезных ископаемых (их интересует оборудование для первичной разделки шин до 3.5 метров в диаметре).
Также покупаются отдельные станки для модернизации имеющихся технологических линий (в основном, дешевых комплектаций, предназначенных для внутреннего рынка КНР, которые не умеют перерабатывать российские покрышки с высоким содержанием текстильного корда).
Здесь стоит отметить, что 90% изношенных шин в России имеют текстильный наполнитель: это шины со смешанным или текстильным типом корда. За границей (в том числе КНР, Германии, США) производятся преимущественно шины с цельнометаллическим типом корда (ЦМК). Поэтому такое оборудование просто не способно перерабатывать российские покрышки.
В настоящий момент в России представлено достаточно большое количество неработающих линий по переработке шин.
К ним относятся:
а) Пиролизные установки
Имеют относительно невысокую стоимость. При этом они небезопасны для окружающей среды и работающего персонала. Данные установки не могут пройти легально экологической экспертизы и других согласований с контролирующими органами. Но самое главное, на выходе продукция отвратительного качества, которая не пользуется популярностью у потребителей. Известны неединичные случаи взрывов таких установок с увечьями и смертью работающего персонала. Таким производствам присущ сильный запах, который распространяется на десятки километров.
б) Линии механического дробления
Не способны перерабатывать шины со смешанным типом корда. Для того, чтобы разделить раздробленный «коктейль» из резины, текстильного распущенного корда и скомканных кусочков жесткой металлической проволоки, необходима серьезная технология. Процесс разрушения шин со смешанным типом корда должен быть многостадийным с поэтапным извлечением текстильной и металлической составляющих. Поэтому линии для переработки шин с ЦМК не справляются со своей задачей (на выходе получается каша из текстиля, резины и металла, а не товарная резиновая крошка). Их необходимо серьезно модернизировать.
В большинстве случаев после нескольких месяцев проб и ошибок владельцы этого оборудования бросают свое занятие по причине нерентабельности.
Есть примеры более или менее удачной модернизации таких линий, но владельцы такого оборудования потратили от года до трех лет времени, много денег и, что самое печальное, нервов.
Средняя производительность действующих предприятий от 300 до 800 кг/ч сырья на входе, что соответствует переработке от 2000 до 5000 тонн шин в год.
Cleandex: Какую долю занимает импортная продукция? Линии и установки каких иностранных и российских производителей наиболее широко представлены на рынке? Чем определяется выбор оборудования того или иного производителя?
Кайгородов О. Н.: Рынок оборудования для механической переработки покрышек в РФ развит очень слабо. В основном это сборные линии, собранные по принципу «с миру по нитке».
В этом случае базовая измельчительная техника в РФ не производится. Функционирующие крупные линии (Тушинский завод, заводы в Вязьме и Новокуйбышевске, Нижегородский завод и т. п.) построены на измельчителях европейского производства, зачастую на устаревших моделях, имеющих высокое качество исполнения, но очень низкую по сравнению с современными образцами технологичность.
Однако в целом, подход построения линии на измельчителях производства ЕС или США с сепарацией, частично или полностью сделанной в СНГ, себя оправдывает. Это дает существенную экономию при сохранении приемлемого качества конечного продукта и невысокой его себестоимости.
Приличную линию для переработки грузовых покрышек можно собрать минимум за 800 тыс. евро.
Сепарация металлов и текстиля, сита и транспортеры, изготовленные в России, вполне конкурентноспособны по сравнению с европейскими образцами. Выбрать какого-то конкретного производителя оборудования, кто наиболее представлен на отечественном рынке сложно, т. к. измельчительная техника – это в основном 2-х роторные шредеры и грануляторы (роторно-ножевые дробилки). И то и другое выпускается многими производителями.
Что касается шредеров, то за два докризисных года в Россию были ввезены несколько мощных 2-х роторных шредеров несуществующей ныне немецкой фирмы Artech. Эти машины предназначены для измельчения покрышек с бортовым кольцом на больших производительностях – от 8т/ч.
На нескольких построенных в нашей стране в начале столетия заводах стоят 2-х роторные шредеры немецкого производителя Bomatik. Но это машины предварительного измельчения, дающие на выходе фракции не менее 80 мм.
На смену им пришли 4-х роторные шредеры австрийской фирмы UNTHA серии RS. Эти машины способны за 1 цикл измельчить грузовую покрышку до фракции 20 мм. Ножи RS устроены таким образом, что при резании покрышки выдергивается до 98% металла, который затем удаляется магнитом. В РФ шредеры RS100 пока еще не поставлялись, а в ЕС и США давно и успешно работают.
Конечные фракции (менее 5 мм) производятся в основном на грануляторах, которые ввозятся и из Европы, и из Азии, а при небольших производительностях используются и отечественные. В некоторых случаях применяются молотковые дробилки.
В России существуют разработки для получения из гранул 3–5 мм мелкодисперсных фракций (менее 800 мкм) – кулачковые экструдеры. Эти экструдеры практически на 100% занимают нишу производства резиновых порошков. У них много недостатков, впрочем как и у европейских аналогов: высокий удельный расход электрической энергии, высокий износ, низкая производительность и проч. Но есть и неоспоримое преимущество – цена. Альтернативой экструзии при получении мелкодисперсных фракций могут выступать только американские вальцы CRM, производительность которых доходит до 3т/ч. Они многократно превосходят по своим показателям экструдеры, но в Россию пока не ввозились.
Последние 8–10 лет свою нишу устойчиво занимают линии китайского производства, стоимостью 100 – 300 тыс. долларов. Но за все это время производитель не довел качество и технологичность оборудования до сколько-нибудь приемлемого уровня. Также в Россию ввозилось тайваньское оборудование (завод в Курске). Все эти линии требуют постоянной доводки, часто переделки, и обслуживания. Спрос на них устойчив только за счет низкой цены, хотя эксплуатация этого оборудования – удовольствие сомнительное.
Таким образом, выделить какую-либо тенденцию в комплектации линий по переработке покрышек в России сложно, хотя в последнее время в рамках федеральных или региональных программ наметился интерес к хорошему оборудованию, точнее к целым комплексам, с получением не просто порошка, а готовых изделий.
Самохин И. Ю.: Импортная продукция, по нашим данным, составляет более 95%. Отмечу, что это касается механической переработки шин в крошку.
В основном, это китайские поставщики. В КНР около 10 заводов изготавливают однотипные линии по переработке шин в крошку с главным истирающим агрегатом типа «Вальцы» 55 и 75 кВт. Этот узел входит в различные комплектации технологических комплексов и очень популярен.
К сожалению, российский покупатель до сих пор не понял, что:
1) В КНР есть различного уровня качества продукция. Ошибка в выборе может привести к печальным последствиям, вплоть до банкротства из-за поломок, вызванных плохим качеством.
2) В России шины совсем не такие, как в КНР и других странах. Для их переработки требуется специальное оборудование, которое стоит на порядок дороже простых линий для переработки шин с ЦМК. На смотринах дешевых линий в КНР покупатель из России видит хорошие результаты, но в России на наших шинах все наоборот.
Продукты переработки шин: резиновая крошка, стальной корд, текстильные волокна
Cleandex: Каким образом варьируется стоимость в зависимости от того или иного типа установки? Каковы основные факторы ценообразования?
Кайгородов О. Н.: Основным фактором ценообразования при подборе оборудования являются финансовые возможности покупателя. Исходя из этого, многие комплектуют линии самостоятельно. Приблизительные ориентиры при выборе оборудования приведены ниже:
1. Минимум денег – согласен на Китай: производительность менее 500кг/ч.
2. Минимум денег – но только не Китай, можно б/у измельчители из ЕС, все остальное собирается в РФ: производительность менее 500кг/ч.
3. Умеренные финансовые возможности – сборная линия с новыми измельчителями производства ЕС и остальной начинкой, сделанной в СНГ: производительность менее 1500кг/ч.
4. Крупные проекты, финансируемые банками – только европейское (возможно американское) оборудование: производительность от 1500кг/ч, стоимость от 2 млн Евро.
Самохин И. Ю.: Цена зависит от сложности технологической линии, ее производительности, способности работать со смешанным типом корда, способности перерабатывать шины различных габаритов.
Cleandex: Насколько важен вопрос технического обслуживания линий? Насколько часто происходят сбои и поломки и чем это обусловлено? Каков средний срок гарантийного обслуживания?
Кайгородов О. Н.: Вопрос ТО очень важен, так как от этого зависит качество конечного продукта, долговечность оборудования и много других факторов.
Стоимость изнашиваемых зап. частей очень сильно зависит от состава оборудования. Чем технологичнее и производительнее оборудование, тем дешевле обслуживание. Так, если сравнить стоимость износа рабочих частей на вальцах и грануляторе, то разница впечатляет: 5 евро/т на вальцах против 15 Евро/т на грануляторе.
Основное обслуживание требуется измельчительной технике. Но, поскольку это оборудование подвержено постоянным ударным нагрузкам при том, что эксплуатирующее его лицо не гарантирует чистоты сырья от камней, железа и прочих недробимых включений, производители, как правило, не дают гарантий больше, чем на год или 6000 час.
Самохин И. Ю.: Механический способ измельчения подразумевает высокие нагрузки (рубка, трение, резка, вибращии, перетирание со сдвигом и т. д. ), что заставляет серьезно относиться к качеству сборки оборудования и его техническому обслуживанию.
В каждом таком предприятии должен быть мини-слесарный цех, плановые регламентные работы, замена измельчающей группы.
Очень важно, чтобы при выборе оборудования покупатель обращал внимание на ремонтопригодность в российских условиях в рамках предприятия. Это необходимо для того, чтобы затраты на ремонт и обслуживание были адекватными и не сделали себестоимость продукции слишком высокой.
Единственное нормальное оборудование по переработке шин в крошку по цене и качеству в нашей с стране делает Альфа-СПК, вот сайт компании http://alfaspk.ru кому интересно общайтесь, хорошая компания...
Изготовление крошки заведомо ложное направление переработки резины. Ее цена на рынке 10руб./кг и спроса все равно нет, поэтому приходится докупать оборудование для производства изделий из нее, а это еще одно производство. При производстве крошки остается 50% отходов тех же шин, которые надо утилизировать опять же за деньги и везти в пункты приема своими силами. Вся работа - ручной труд с каждой отдельной шиной. В случае с пиролизом все проще, грузится за раз 10тн шин в течение 1,5-2ч и начинается подогрев реторты. При механизации труда, требуется всего 3 рабочих для переработки 100тн шин в мес. с получением ликвидной продукции. Готов пояснить все аспекты данного бизнеса по почте slavaf@m a i l.ru
Изготовление крошки заведомо ложное направление переработки резины. Ее цена на рынке 10руб./кг и спроса все равно нет, поэтому приходится докупать оборудование для производства изделий из нее, а это еще одно производство. При производстве крошки остается 50% отходов тех же шин, которые надо утилизировать опять же за деньги и везти в пункты приема своими силами. Вся работа - ручной труд с каждой отдельной шиной. В случае с пиролизом все проще, грузится за раз 10тн шин в течение 1,5-2ч и начинается подогрев реторты. При механизации труда, требуется всего 3 рабочих для переработки 100тн шин в мес. с получением ликвидной продукции. Готов пояснить все аспекты данного бизнеса по почте slavaf@m a i l.ru