Россия является давним экспортным партнером стран ЕС на рынке топливных древесных гранул (пеллет). Эта отрасль развивается у нас в стране уже на протяжении 7–8 лет при практически полном отсутствии внутреннего потребления.
В 2009 году на рынке наметилась очевидная тенденция: приход крупных инвесторов и строительство высокопроизводительных заводов мощностью 10 тонн в час и более. Инициатором строительства самого крупного в мире пеллетного завода является компания ОАО «Выборгская целлюлоза». Сегодня об этом уникальном проекте информационно-аналитическое агентство Cleandex беседует с президентом компании — Казьминым Алексеем Сергеевичем.
ИАА Cleandex: Решение о строительстве подобных заводов обычно не принимается сиюминутно. Расскажите об истории этого проекта. Кто выступает поставщиком оборудования и инжиниринговых решений?
Казьмин А. С.: Решение о строительстве производства пеллет было принято во время кризиса 2008 года, когда основное производство «Выборгской целлюлозы» осталось практически без заказов. Руководство нашего предприятия анализировало рынок «лесных» продуктов, которые возможно производить, используя инфраструктуру завода. Выбор пал на биотопливо, спрос на которое существовал даже в кризис за счет поддержки государств Евросоюза. Из многих видов биотоплива были выбраны пеллеты, как один из наиболее востребованных и технологически отработанных видов. Основным поставщиком оборудования выступил Австрийский Концерн «Андритц» (Andritz).
ИАА Cleandex: С какими сложностями (техническими, экономическими, социальными) пришлось столкнуться по мере реализации проекта?
Казьмин А. С.: Проект достаточно капиталоемкий, поэтому на первом этапе непросто было привлечь финансирование, особенно в период кризиса. Кредит предоставленный банком ВТБ (Париж) при содействии нашего торгового партнера фирмы Экман (Гетебург) и консалтинговой компании Тэкселл (Лондон) был признан сделкой года по версии авторитетного британского журнала Global Trade Review. В процессе реализации проекта возникли проблемы с подрядчиками по срокам проведения и стоимости работ. Так, например были вынуждены приобрести собственный автотранспорт для своевременной доставки строительных материалов.
ИАА Cleandex: Как складывались отношения с местными властями?
Казьмин А. С.: Вполне благоприятно. Есть поддержка, как на уровне районной Администрации Выборгского района, так и Администрации Лениниградской области и Федеральных властей – Министерство промышленности и торговли. Нормально идет работа по получению различных согласований и разрешений, удалось приобрести права аренды лесных участков для лесозаготовок в Ленинигрдской области с объемом около 400 тыс. куб. м в год. Готовим документы для получения статуса приоритетного проекта в Минпромторге.
ИАА Cleandex: Самый большой завод в мире означает и самый большой объем перерабатываемого сырья. Как сегодня в регионе обстоит ситуация с древесными отходами?
Казьмин А. С.: Объем экспорта балансов в Европу неуклонно снижается. Как следствие снижаются рубки низкокачественной древесины в нашем регионе. Наше предприятие открывает возможность для постоянной переработки низкосортной древесины – балансов 3-го сорта и технологического сырья.
ИАА Cleandex: Пеллеты какого качества будет производить новое производство и кто будет основным потребителем?
Казьмин А. С.: Мы будем выпускать пеллеты различного качества – от премиального для частного сектора до пеллет с добавкой коры для выработки электроэнергии. Кроме того, существенная часть потребителей это производители тепловой энергии в Европе.
ИАА Cleandex: Для пеллет одним из главных факторов ценообразования являются логистические затраты. Какие, по Вашему мнению, схемы сегодня наиболее актуальны в России (направления поставок, вид транспорта, упаковка)?
Казьмин А. С.: В первую очередь это вопрос погрузки на суда для отправки в Европу – основной рынок на сегодня. В России нет ни одного специализированного терминала для пеллет. Поэтому мы планируем построить собственный терминал на нашей территории для погрузки в акватории Финского залива.
ИАА Cleandex: В последнее время в России строится ряд крупных заводов по производству пеллет. На европейском рынке места хватит всем? Или некоторые уже рассчитывают на внутренний рынок?
Казьмин А. С.: У нас нет данных по реальному строительству других крупных заводов в России. Планов и разговоров много, реальных дел нет. Европейский рынок пеллет растет, но также растет и производство, особенно в США. Поэтому в будущем надеемся, что спрос появится и внутри нашей страны.
ИАА Cleandex: Как развивается пеллетная отрасль в Ленинградской области? Сколько заводов работает? Кого Вы считаете прямыми конкурентами?
Казьмин А. С.: В Ленинградской области есть несколько небольших производителей. Их суммарная мощность не велика.
ИАА Cleandex: Есть ли смысл продвигать на региональном уровне идею котельных на биотопливе? Почему местные власти не охотно идут на модернизацию?
Казьмин А. С.: На наш взгляд есть. Если оценить реальное качество угля на котельных, логистику и ряд других вопросов, то пеллеты могут быть вполне востребованы. Возможно стоит начать с пилотных проектов. Мы уже ведем диалог с местными властями на эту тему.
ИАА Cleandex: Когда новый завод выйдет на плановую мощность? Есть ли намерение создать сеть биотопливных заводов на территории Ленинградской области и, возможно, близлежащих регионов?
Казьмин А. С.: Выход на проектную мощность – один миллион тонн – запланирован на 2010 год. Дальнейшие планы компании уточняются. В качестве вариантов рассматривается строительство новых мощностей в будущем, в том числе и на территории Ленинградской области.
ИАА Cleandex: Спасибо за интервью и желаем успехов в реализации этого амбициозного проекта.
***
ОАО «Выборгская целлюлоза» (ранее Выборгский целлюлозно-бумажный комбинат) был построен во второй половине 20-х годов. В 1985–89 гг. была осуществлена глобальная реконструкция комбината, что позволило компании стать одним из ведущих производителей бумажно-картонной промышленности России (выпуск более 8 тыс. тонн). С 1999 года компания имеют форму открытого акционерного общества.
Проект строительства пеллетного производства предполагает создание завода с проектной мощностью 1 млн тонн. Потребность компании в техническом сырье оценивается в 2,5 млн куб. м топливной древесины в год.
***
См. статью «Обзор российского рынка древесных пеллет».
Удачи вам !!! скоро Зубков вас прижмет и все себе заберет )))
В тексте интервью перепутаны инициалы. Должно же быть Казьмин А.С.
Алексей, спасибо, поправили